03.04.2015
Вестник Росздравнадзора Выпуск № 4 / 2013А.Р. УМЕРОВА, д.м.н., руководитель территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области, roszdrav_n@astranet.ru В.А. ШЕПЕЛЁВ, к.м.н., начальник отдела надзора и контроля в сфере предоставления медицинских услуг территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области, roszdrav_n@astranet.ru
Умерова А.Р., Шепелёв В.А. Опыт работы по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности является одним из наиболее активно развивающихся и востребованных направлений контрольно-надзорной деятельности территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Опыт деятельности территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области свидетельствует об огромной роли и перспективности исполнения данного государственного полномочия во всех его направлениях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также о путях его совершенствования. Ключевые слова: контроль качества и безопасности медицинской деятельности, Росздравнадзор, Астраханская область.
Опыт работы по осуществлению государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности
С 2013 г. государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности является одним из основных направлений контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, наряду с контролем в сфере обращения лекарственных средств и контролем при обращении медицинских изделий, определенными ст. 85 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ), в качестве составляющих контроля в сфере охраны здоровья. Активная работа по формированию системы государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности на поднадзорной территории начата территориальным органом Росздравнадзора по Астраханской области с 2012 г., при формировании плана проверок на 2013 г. К тому времени осуществление данного полномочия Росздравнадзором предусматривалось Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ, а также изменениями, внесенными в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №323) Постановлением Правительства Российской Федерации 02.05.2012 №413. В результате государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности полноправно вошел в план проверок территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области, представленный на утверждение Генеральной прокуратуре Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 №1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» и приказ Минздрава России от 13.12.2012 №1040н «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения» окончательно сняли все юридические вопросы. При подготовке к непосредственному проведению контрольно-надзорных мероприятий в рамках нового полномочия большим подспорьем явились «Практические рекомендации о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи», размещенные в автоматизированной информационной системе Росздравнадзора 28.12.2012. В территориальном органе Росздравнадзора по Астраханской области исполнение полномочия по осуществлению государственного контроля качества медицинской деятельности (включая все функции, определенные п.7.1.2. Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения) возложено с 2013 г. на отдел надзора и контроля в сфере предоставления медицинских услуг. Представляем краткий анализ результатов работы отдела в этом направлении за I-ое полугодие 2013 г. Всего за данный период проведено 146 проверок по вопросам качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе: 15 плановых выездных комплексных, 10 плановых выездных целевых (проверки порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности), 8 внеплановых выездных (включая 6 по исполнению ранее выданных предписаний и 2 по требованию прокуратуры), 113 внеплановых документарных проверок (рис. 1). Причинами проведения столь значительного числа внеплановых документарных проверок явились: обращения органов прокуратуры – 42, обращения следственных органов – 3, обращения юридических лиц – 6, обращения граждан – 62 (рис. 2). Всего по вопросам качества и безопасности медицинской деятельности проверено 122 государственные организации (в том числе 65 федерального подчинения) и 3 организации частной формы собственности. Из проверенных государственных организаций 98 являлись учреждениями здравоохранения, из частных – все. По результатам проведенных проверок приняты меры по устранению нарушений: составлено 4 протокола об административных правонарушениях (3% от числа проведенных проверок), выдано 127 предписаний (87%). Своевременно осуществляется контроль исполнения выданных предписаний, при необходимости проводились дополнительные проверки (за 2013 г. проверки исполнения ранее выданных предписаний составили 4% от общего числа проведенных проверок). К проведению 114 проверок (78% от числа проведенных проверок) привлекались аккредитованные Росздравнадзором и Росаккредитацией эксперты. Всего к проведению проверок было привлечено 217 аккредитованных экспертов. В структуре предметов проведенных проверок ведущее место занимают внеплановые документарные проверки конкретных случаев оказания медицинской помощи и обязательно включающие контроль соблюдения: прав граждан в сфере охраны здоровья, порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности – 76 проверок. Причины проведения таких проверок: обращения органов прокуратуры – 40, обращения граждан, полученные через иные организации - 17, обращения граждан в территориальный орган Росздравнадзора – 16, обращения следственных органов - 3. Результатом проведения указанных проверок явилось: выдача предписаний об устранении выявленных нарушений – 65 (86% от общего числа проверок данного характера), составлено протоколов об административных правонарушениях – 2 (3%), направлено материалов в органы прокуратуры – 33, направлено материалов в следственные органы – 3. Проверки проводились: государственных организаций – 65 (в том числе федеральных – 32), частных – 2. Из проверенных государственных организаций к учреждениям здравоохранения относились 58 организаций. Следующее место, по числу проведенных проверок занимают внеплановые документарные проверки соблюдения порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований. Всего проведено 37 таких проверок, в том числе проверки соблюдения порядков: медико-социальной экспертизы – 22, экспертизы временной нетрудоспособности – 5, освидетельствования на наличие алкогольного опьянения – 4, предварительных (периодических) осмотров – 2, судебно-медицинской экспертизы - 2, судебно-психиатрической экспертизы – 1; военно-врачебной экспертизы – 1. Причины проверок данного характера: обращения граждан, полученные через иные организации - 15, обращения граждан в территориальный орган Росздравнадзора – 14, обращения юридических лиц – 6, обращения органов прокуратуры – 2 случая. Результатом проверок явилось: выдача предписаний об устранении выявленных нарушений – 33 (89% от общего числа проверок данного характера), составлено протоколов об административных правонарушениях – 1 (3%), направлено материалов в органы прокуратуры – 2. Проверки проводились: государственных организаций – 28 (в том числе федеральных – 19), частных – 1. Из проверенных государственных организаций к учреждениям здравоохранения относились 26 организаций. Следующее место по числу проверок занимают выездные комплексные проверки в рамках государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности (за исключением плановых проверок соблюдения порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности, проводимых совместно с региональным отделением ФСС РФ и завершающихся составлением типового акта), включающие в обязательном порядке следующие предметы контроля: организация и осуществление внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья; соблюдение требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению); соблюдение медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В зависимости от характера медицинской деятельности проверяемой организации, к предметам контроля было отнесено соблюдение порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований. Всего проведено 23 таких проверки (включая 2 внеплановые проверки по требованию прокуратуры и 6 проверок по контролю исполнения ранее выданного предписания). Результатом проверок явилось: выдача предписаний об устранении выявленных нарушений – 18 (78% от общего числа проверок данного характера), направлено материалов в органы прокуратуры – 2, направлено материалов в органы государственной власти - 4. Проверки проводились: государственных организаций – 23, в том числе федеральных – 19. Из проверенных государственных организаций к учреждениям здравоохранения относились 11 организаций. В I-ом полугодии 2013 г. проведено 10 плановых выездных проверок соблюдения порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности. Результатом проверок явилось выдача предписаний об устранении выявленных нарушений во всех случаях. Проверки проводились в государственных организациях, в том числе 3 федеральных. Из проверенных к учреждениям здравоохранения относились 6 организаций (рис. 3). Наиболее частыми нарушениями, выявленными при проведении всех проверок, являлись (в долях относительно общего числа выявленных нарушений): - нарушения ведения медицинской документации - 31%; - несоблюдение порядков оказания медицинской помощи – 22%; - несоблюдение стандартов медицинской помощи – 18%; - несоблюдение порядка проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований - 15%; - нарушения порядка назначения и выписывания лекарственных средств – 7%; - отсутствие эффективного внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности – 4%; - нарушения требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению) – 3% (рис. 4). В I-ом полугодии 2013 г. не было выявлено оснований для проведения внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами прав граждан в сфере охраны здоровья, а также проверок организации и осуществления ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности органами исполнительной власти Астраханской области и органами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. При исполнении полномочия по государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности основной проблемой видится недостаточно разработанная и актуализированная нормативная правовая и методическая база, в частности по следующим направлениям: - порядку осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; - требованиям к ведению первичных медицинских документов; - порядку осуществления экспертизы качества медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании); - актуализации нормативных документов, регламентирующих порядок проведения отдельных видов медицинских осмотров и медицинских освидетельствований. Опыт работы территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области, в части осуществления государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности свидетельствует о необходимости и перспективности его дальнейшего развития, в том числе по следующим, еще недостаточно проработанным направлениям: - максимальная реализация возможностей плановых комплексных проверок, в том числе за счет увеличения доли организаций частной системы здравоохранения; - обоснованная реализация возможностей плановых и внеплановых проверок организации и осуществления ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности; - активное использование возможностей контроля исполнения ранее выданных предписаний; - непрерывный, присутствующий в каждой проверке, контроль соблюдения медицинскими работниками ограничений, применяемых к ним законодательством; - использование в целях устранения нарушений административного ресурса иных надзорных органов. Характер, масштабы и перспективы реализации государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности на территории Астраханской области свидетельствуют о значимости его роли в реализации государственной политики в сфере здравоохранения.
Источники: 1. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 №1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности». 3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения». 4. Приказ Минздрава России от 13.12.2012 № 1040н «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения». 5. Письмо врио руководителя Росздравнадзора от 28.12.2012 № 04И-1306/12 «Об использовании в работе Практических рекомендаций о порядке проведения контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению медицинскими организациями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи». 6. Материалы проверок отдела надзора и контроля в сфере предоставления медицинских услуг территориального органа Росздравнадзора по Астраханской области за I-ое полугодие 2013 г.
Рисунок 1. Структура характера проверок, проведенных территориальным органом Росздравнадзора по Астраханской области в I-ом полугодии 2013 г. по вопросам качества и безопасности медицинской деятельности
Рисунок 2. Структура причин проведения внеплановых документарных проверок качества и безопасности медицинской деятельности территориальным органом Росздравнадзора по Астраханской области в I-ом полугодии 2013 г.
Рисунок 3. Результативность государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности территориальным органом Росздравнадзора по Астраханской области за I-ое полугодие 2013 г. (в абсолютных числах)
Рисунок 4. Структура характера нарушений, выявленных в результате проверок качества и безопасности медицинской деятельности, проведенных территориальным органом Росздравнадзора по Астраханской области в I-ом полугодии 2013 г. (в долях проверок, в результате которых выявлены нарушения)
Материалы предоставлены журналом "Вестник Росздравнадзора"
ВходОпросВидеоматериалыМихаил Мурашко о правилах надлежащей аптечной практики.
Сергей Глаголев о Нормативных требованиях к подготовке периодической отчетности по фармаконадзору.
|