05.02.2016
Вестник Росздравнадзора Выпуск № 6 / 2015Серёгина И.Ф., Боброва С.В., Иванов И.В
Состояние организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в субъектах Российской Федерации В данном обзоре рассмотрены параметры и критерии оценки качества медицинской помощи, а также наиболее часто употребляемые на практике методики организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности на основе данных, предоставленных в Росздравнадзор 85 органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: качество и безопасность медицинской деятельности, внутренний контроль, параметры оценки, Росздравнадзор В 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии со ст. 90 которого органами, организация- ми государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций. В основу мероприятий оценки контроля качества и безопасности медицинской деятельности положены условия реализации Концепции развития системы здравоохранения в РФ до 2020 г., системой мер которой определены приоритеты государственной политики по со- хранению и укреплению здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышению доступности и качества медицинской помощи. В данной статье рассмотрены параметры и критерии оценки качества медицинской помощи, а также наиболее часто употребляемые на практике методики организации и проведения внутреннего контроля ка- чества и безопасности медицинской деятельности на основе данных, предоставленных в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения 85 органами государственной власти субъектов РФ. Эффективная модель управления качеством медицинской помощи предусматривает необходимость планирования мероприятий по совершенствованию качества и безопасности медицинской деятельности. На практике сложилась трех стадийность организации основных мероприятий по осуществлению данного процесса: планирование качества, контроль качества и улучшение качества. Планирование качества осуществляется на основе выводов, сделанных в процессе улучшения качества, и направлено на то, чтобы в дальнейшем избежать совершенных ошибок. Контроль качества как управленческий инструмент предполагает установление критериев (стандартов) качества, оценку соответствия объекта контроля принятым требованиям и критериям, систему действий в случае несоответствия принятым стандартам, планирование и совершенствование требований стандартов. Улучшение качества подразумевает непрерывное повышение его уровня. Для этого руководители органов управления здравоохранением и медицинских организаций должны постоянно разрабатывать и проводить комплекс мероприятий, направленных на повышение результативности своей деятельности, совершенствование показателей работы организаций здравоохранения в целом, отдельных подразделений и сотрудников. При этом в процессе повышения качества медицинской помощи четко просматриваются две взаимосвязанные и взаимообусловливающие составляющие: первая — постоянное повышение самого уровня стандартов (протоколов) ведения больных и вторая — непрерывный процесс достижения этих стандартов. По данным, предоставленным органами государственной власти субъектов РФ по вопросу организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в 2014 г., 59 субъектов РФ (69%) разработали рекомендации регионального уровня по определению порядка организации и проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В 26 субъектах РФ (31%) региональные нормативные правовые акты по организации и осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности отсутствуют.
Наиболее полно организационно-методические вопросы проведения внутреннего контроля разработаны и отражены в документах (рекомендациях по организации, положении, типовом порядке, методических рекомендациях) 12 органов исполнительной власти субъектов РФ (14%): Республики Ингушетия, Забайкальском, Красноярском, Ставропольском краях, Волгоградской, Кемеровской, Магаданской, Новгородской, Оренбургской, Пензенской, Тульской областях, г. Санкт-Петербурге. Основные разделы разработанных в субъектах РФ инструктивно-методических документов по организации и проведению внутреннего контроля качества, как правило, включают:
Совершенствование организационных технологий управления качеством в подведомственных медицин- ских организациях, по данным рассматриваемых доку- ментов, осуществляется путем: 1) использования критериев качества:
2) обеспечения контроля выполнения требований к ведению медицинской документации; 3) обеспечения контроля выполнения стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи; 4) совершенствования лекарственного обеспечения населения; 5) проведения мониторинга удовлетворенности пациентов медицинской помощью; 6) обучения специалистов по вопросам контроля качества и безопасности медицинской деятельности; 7) совершенствования информационного обеспечения и обмена информацией между заинтересованны- ми сторонами.
Организация деятельности по внутреннему контро- лю в медицинской организации, согласно предостав- ленным данным, осуществляется, помимо самоконтроля лечащего врача, на трех следующих уровнях: 1) заведующего отделением (подразделением); 2) заместителей руководителя медицинской организации;
3) врачебной комиссии медицинской организации. ВходОпросВидеоматериалыМихаил Мурашко о правилах надлежащей аптечной практики.
Сергей Глаголев о Нормативных требованиях к подготовке периодической отчетности по фармаконадзору.
|